ХИМИЯ-помогите пожалуйста 1. Рассчитайте объем хлороводорода, полученного при взаимодействии 15 л. Хлора с избытком водорода (н.у.) 2. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 13 г. Цинка с соляной кислотой. 3. Какой объем (н.у.) хлора необходим для получения 320 г. Брома из бромида калия 4. В трех пронумерованных пробирках находятся: раствор хлорида натрия, раствор гидроксида натрия, соляная кислота. Как опытным путем их можно распознать? Опишите ход работы 5. В трех пронумерованных пробирках находятся: хлорная, бромная и иодная вода. Как их можно распознать?
Задача 1 Уравнение реакции: H2+Cl2=2HCl Для решения используем закон простых объемных отношений, который является следствием из закона Авогадро. Согласно этому закону, объемы реагирующих веществ и продуктов реакции соотносятся между собой как простые целые числа. Расчет ведем по реагенту, взятому в недостатке, т.е. по хлору. Таким образом, согласно уравнению реакции, V (HCl)=2V (Cl2)=2*15 л=30 л Задача 2 Уравнение реакции: Zn+2HCl=ZnCl2+H2 Объем водорода находим по формуле: V (H2)=Vm*n, где Vm=22,4 л/моль — молярный объем (одинаковый для всех газов при н.у.), n — количество вещества (моль) Количество вещества водорода, согласно уравнению реакции, равно количеству вещества цинка: n (H2)=n (Zn)=m (Zn) /M (Zn) Таким образом, объем водорода равен: V (H2)=Vm*m (Zn) /M (Zn)=22,4 л/моль*13 г: 65 г/моль=4,48 л Задача 3 Уравнение реакции: 2KBr+Cl2=2KCl+Br2 Ход решения задачи такой же, как для задачи 2 (по уравнению реакции, количество вещества хлора равно количеству вещества брома). V (Cl2)=Vm*n=Vm*m (Br2) /M (Br2)=22,4 л/моль*320 г: 160 г/моль=44,8 л (на всякий случай проверьте по таблице Менделеева атомную массу брома. Если не ошибаюсь, она равна 80 — тогда M (Br2)=160 г/моль. Если я ошиблась — пересчитайте молярную массу молекулярного брома: таблицы под рукой у меня сейчас нет) Задача 4 Соляную кислоту и гидроксид натрия можно распознать с помощью индикаторов: «Фенолфталеиновый в щелочах малиновый» — бесцветный индикатор фенолфталеин в растворе гидроксида натрия окрашивается в малиновый цвет. Это качественная реакция на гидроксид-анионы, образующиеся в результате диссоциации щелочи: NaOH=Na+OH- Фиолетовый лакмус в растворе щелочи окрашивается в синий цвет, а метиловый оранжевый, если не ошибаюсь, — в желтый. В растворе кислоты фиолетовый лакмус станет красным, а метиловый оранжевый — розовым. Это качественная реакция на присутствие катионов водорода, образующихся в результате диссоциации кислоты: HCl=H+Cl- (в принципе, для обнаружения гидроксида натрия и соляной кислоты достаточно будет одного индикатора — фиолетового лакмуса) В растворе хлорида натрия одновременно присутствуют ионы натрия и хлора. Катионы натрия обнаружим, капнув каплю раствора на пламя спиртовки — пламя окрасится в желтый цвет. Качественная реакция на хлорид-анионы — взаимодействие с раствором нитрата серебра: в результате выпадает белый творожистый осадок хлорида серебра: NaCl+AgNO3=NaNO3+AgCl Ag+Cl-=AgCl (выпадение осадка хлорида серебра укажите стрелочкой вниз). Учтите, что для раствора хлорида натрия необходимо протекание ОБОИХ качественных процессов: т.к. пламя спиртовки в желтый цвет будет окрашивать и раствор гидроксида натрия, а реакция с нитратом серебра пойдет и в растворе соляной кислоты. Задача 5 Во-первых, — хлорную и бромную воду можно распознать по цвету и запаху: хлорная вода пахнет хлором, бромная также имеет характерный запах и красно-бурый цвет, про йодную боюсь соврать, т.к. учебников под рукой нет. Во-вторых, каждый предыдущий (по таблице Менделеева) галоген вытесняет последующие из их солей: Cl2+2KBr=2KCl+Br2 (красно-бурая жидкость) Cl2+2KI=2KCl+I2 (темно-фиолетовый осадок) Br2+2KI=2KBr+I2 Т. Е. С Йодидом калия (или натрия) будут реагировать и хлорная, и бромная вода, с бромидом калия — только хлорная, йодная вода не реагирует с солями галогеноводородных кислот. Зато йодная вода будет окрашивать крахмал в синий цвет (капнуть в раствор крахмала или на сырой картофель).